Это одна их эффективных форм представления научных данных на бумажном носителе.
Стендовый, по сравнению с устным докладом имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится то, что:
1. стендовый доклад может быть изучен не спеша; 2. эта форма презентации позволяет автору общаться с заинтересованным зрителем;
3. авторы меньше волнуются, чем при устном докладе. Недостатки:
1. нужны дополнительные усилия по привлечению потенциальных зрителей;
2. при изучении стендового доклада зрители находятся не в очень комфортных условиях (не сидят);
3. во время постерной сессии автор должен находиться у своего доклада, поэтому он обычно не может посмотреть другие стендовые доклады;
4. на подготовку стендового доклада уходит не только время, но и деньги (на печать постера).
Главная характеристика для стендового доклада – простота. Некоторые участники считают, что «информационно-насыщенный» стендовый доклад вызовет впечатление очень продуктивной работы. Это не так. «Набитый» результатами стенд скрывает главную идею и результаты исследования будут непонятны большинству, остановившихся у вашего стенда, а еще больше людей пройдут мимо него к следующему. Еще, как правило, на сессиях шумно, освещение часто не особенно качественное, читающий стоит в неудобном положении, запрокинув голову или, наоборот, нагнувшись. В таких условиях трудно воспринимать большой поток информации. Старайтесь ограничить объем информации. Выберите одно-два положения, которые на Ваш взгляд являются самыми важными и отработайте их. Если Вы сможете четко изложить хотя бы один пункт, Ваш стендовый доклад будет удачен.
Представляйте информацию кратко, ясно и привлекательно.
Как сделать стендовый доклад
Для того, что бы представить себе вид стендового доклада и расположения материала в нем, сделайте сначала черновой план на листке бумаги или в графической программе. Это позволит оценить, сколько текста и рисунков можно включить в стендовый доклад, какими должны быть их размеры и расположение. Сделайте несколько вариантов, прежде, чем приступить в воплощению в жизнь Вашего постера.
примерный план стендового доклада
Необходимые элементы стендового доклада:
Заголовок доклада, который включает название доклада, ФИО автора
и полное название учебного учреждения располагается в верхней части постера. Фотография автора может быть как в заголовке доклада, так и в его содержании (например, фото автора у объекта исследований).
Первое, на что обратит внимание зритель, – название, поэтому оно должно быть коротким, информативным и интересным. Длинное название приведет зрителей в уныние. Если название заманчиво или даже вызывающее, это привлечет интерес зрителей.
Любой стендовый доклад содержит следующие разделы:
1. Введение (цель исследования, гипотиза, задачи и методы исследования;
2. Материал и методы исследования
3. Результаты
4. Заключение (выводы)
5. Благодарности (при необходимости)
Размер стендового доклада
Рекомендуемый размер стендового доклада - 90х110 см (ширина х высота),
100х120 см (как правило, организаторы конфиренции заранее обговаривают размер).
Формат А0) книжной ориентации.
Рекомендуемые шрифты:
Шрифт следует выбирать крупный и разборчивый, пропорциональный, без тонких линий, чтобы он хорошо читался с расстояния 1-2 метра. Поскольку буквы должны быть крупными, Вы должны сократить количество информации. Используйте простой и ясный язык. Ширина строки должна составлять не более 40 символов.
Для заголовка - рекомендован жирный шрифт "Arial", "Helvetica", размером 72 пт
Для подзаголовков - шрифты "Times", он легче читается в маленьком размере, в больших размерах такой шрифт отвлекает от содержания, особенно в названиях.
Для обозначения имени автора и места их работы - размер 48-36 пт.
Для заголовков текстовых разделов - размер шрифта 28 пт.
Для основного текста – шрифт размером не меньше 24 пт.
Размеры зависят от значимости разделов.
Цвет – не заменимый элемент стендового доклада. По возможности используйте цветную основу, но не злоупотребляйте цветом, чтобы он не отвлекал от содержания. Не очень важные части лучше располагать на бумаге холодного или нейтрального цвета (голубой, зеленой, серой), а основную– на листах теплого цвета (красных и желтых). Не забывайте, что цвета постера должны гармонировать между собой.
Рисунки впечатляют больше, чем текст, они запоминаются лучше. Постройте свой стендовый доклад вокруг рисунков. Не допускайте излишней пестроты, которая будет отвлекать внимание от восприятия материала исследования.
Допускаются к презентации как цветные плакаты, так и черно-белые.
Графики и рисунки должны быть большими, как минимум 20х30 см. Пометок на графике должно быть немного и они должны быть короткими.
Рисунки можно крупно пронумеровать для лучшей идентификации. Если ссылка в тексте на рисунок выделена жирным шрифтом, таким же шрифтом рисунок должен быть пронумерован. Это облегчает переход от текста к рисунку и наоборот. Кратко подпишите рисунок.
Не пытайтесь увеличить количество рисунков или объем текста за счет уменьшения их размеров. Их будет трудно воспринимать.
Если возможно, откажитесь от таблиц. Если же это необходимо, сделайте их краткими или в виде отдельного листка для раздачи желающим.
Расположение материала
Надо помнить, что мы читаем сверху вниз и слева направо. Самая важная информация должна быть на уровне глаз. Верх стендового доклада будет содержать название, которое обычно читают при подходе к нему.
Около 60 см по высоте под названием – это обычно уровень глаз для большинства и область, где информацию читать легче всего. Поместите сюда самые важные моменты работы.
Для широкого стендового доклада пространство лучше разделить на две-три части, тогда можно будет прочитать каждую часть, стоя на месте. Чтобы перейти к следующей, надо просто сделать шаг вправо. Такое расположение выгодно при большом количестве народа – сразу несколько человек одновременно могут читать стендовый доклад.
Текст
Для стендового доклада многословность противопоказана. Излагайте суть коротко и просто. Короткие предложения должны разделяться пробелами.
Ключевые слова должны быть в начале предложения. Это не только облегчает быстрый просмотр текста, но и выделяет важную информацию. Разбивку материала следует проводить так, чтобы информация переходила от левого угла к нижнему правому. Текст принято выравнивать по левому краю, а не центровать (этот прием позволяет визуально лучше воспринимать текстовой материал.
Не стоит писать весь текст прописными буквами.
Приманивайте зрителей ясностью, простотой и рисунками.
Названия разделов должны присутствовать, чтобы облегчить ориентирование зрителей в тексте доклада.
Оживят постер приклеенные образцы (гербарные экземпляры и пр.).
В качестве приложения к постеру можно прицепить к нему (сбоку или снизу) копии Ваших статей, копию постера формата А4, дополнительные материалы и т.п.
Перед конференцией
Полезно показать стендовый доклад другим учащимся, учителям, родственникам, с целью понять насколько стендовый доклад получился ясным, простым и связным. Проверьте грамматические ошибки.
Помните, что Вам придется потратить несколько дней на подготовку интересного стендового доклада.
Устное сопровождение стендового доклада
Во время обсуждения стендовых докладов автор должен находиться у своего стенда и давать исчерпывающую информацию по научно-исследовательскому проекту. Устное сообщение не должно превышать 3-5 минут.
Не пытайтесь их перекричать своих соседей.
При обмене мнениями не отводите глаз.
Не мало важен ваш внешний вид, одежда, прическа, жесты, манера говорить и т.д.
Продумайте о том, что докладчикам постерной сессии приходится долго стоять на ногах. Здесь важно, чтобы вы не суетились, не переминались с ноги на ногу и т.п., чтобы ваша манера двигаться не мешала создавать положительный имидж.
Придумайте краткую (около 1 мин) речь об основной идее доклада, так как самый популярный первый вопрос к автору стендового доклада: «И о чем это у Вас?».
Будьте приветливы и дружелюбны.
На вопросы отвечайте кратко, но емко, говорите просто и ясно, не проявляйте раздражения, если вас не понимают.
Избегайте шутливых форм подачи информации. Ваша презентация должна быть выдержана в серьезной и профессиональной манере.
Требования к стендовому докладу:
1. Наглядность (при беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы).
2. Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.
3. Текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50-100 см, не стоит использовать шрифт меньше 18-22 кегля (6 мм).
4. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
5. Доступность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Для крепления стендового доклада на выставочный стенд необходимо иметь соответствующие крепления (скрепки, кнопки, двусторонний скотч). Если плакаты бумажные, то нужен двухсторонний белый скотч для крепления и ножницы. При перевозке макетов следует соблюдать осторожность и иметь при себе материалы для ремонта макета в случае его повреждения.
Стендовый доклад обычно оформляется с использованием программы
PowerPoint.